Интервью опубликовано на сайте Luxembourg Microfinance and Development Fund
Как вы пришли к работе в сфере микрофинансирования?
Я начала работать в области микрофинансирования очень давно. После окончания медицинского университета я работала фармацевтом. В 1991 году я решила продолжить свое образование и поступила в Международную школу бизнеса в Алматы, в Казахстане, которую окончила со степенью MBA. В школе бизнеса мы изучали экономику, ценообразование и бухгалтерию. Там я дополнительно обучалась в специальной группе по подготовке к ведению бизнеса.
После окончания своего обучения в Международной школе бизнеса я пришла на работу в «Корпус милосердия», которая позже стала учредителем ТОО «Азиатский Кредитный Фонд» (АКФ). «Корпус милосердия» — это неправительственная организация со штаб-квартирой в США, которая запустила программу кредитования микро- и малого бизнеса в Казахстане. Работа кредитным специалистом в данной программе позволила мне больше узнать о функционировании малого бизнеса. Мне это показалось очень интересным.
Позже, в 2001 году, «Корпус милосердия» решил предоставить финансирование для создания местного учреждения по оказанию технической помощи в Казахстане, и меня выдвинули на должность руководителя. Сначала АКФ являлся некоммерческим учреждением — общественным фондом, который всего через пять лет стал коммерческим и мы стали искать инвесторов в капитал.
Является ли финансовый сектор в Казахстане сбалансированным в гендерном отношении или Казахстану еще предстоит пройти определенный путь в этом направлении?
Я думаю, что в финансовом секторе по-прежнему доминируют мужчины. Однако, правительство Казахстана активно продвигает гендерное равенство. Если вы посмотрите на женщин на высоких должностях, вы заметите, что они обладают очень высокой квалификацией для выполнения своих обязанностей. Женщинам нелегко достичь таких должностей, если у них только стандартное образование.
Я считаю, что у женщин должны быть точно такие же шансы, как и у мужчин. Гендерное равенство не должно заключаться только в достижении определенного количества женщин на руководящих должностях в организациях, оно должно быть обусловлено их квалификацией и преданностью своему делу. Женщины могут добиться того же, что и мужчины, если не больше, потому что женщины имеют склонность добиваться желаемого.
Каков гендерный баланс в АКФ, и какие услуги вы предоставляете клиентам?
В команде менеджмента у нас 40% женщин и 60% мужчин, а среди наших сотрудников 66% женщин.
Наши клиенты в основном проживают в сельских районах Казахстана с недостаточным уровнем доступа к финансам, среди них 63% женщины. Помимо традиционного финансирования, мы предоставляем микро- и малому бизнесу различные услуги по развитию бизнеса, а также продвигаем обучение финансовой грамотности для клиентов АКФ.
В последние годы регион Центральной Азии столкнулся с рядом проблем. Как это повлияло на ваших клиентов, особенно женщин, и какова была реакция АКФ?
Пандемия, безусловно, оказала негативное влияние на наших клиентов, как на малые и средние предприятия, так и на обычные сельские домохозяйства. Пандемия вызвала потерю работы или доходов, не говоря уже о высокой инфляции, которая повлияла на все слои населения.
В общей сложности 7 000 клиентов (25% от общей базы) оказались в сложной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что около 80% клиентов в той или иной мере ощутили на себе негативное влияние пандемии. Последний опрос показал, что после окончания локдауна у 83% клиентов АКФ не осталось сбережений.
АКФ принял следующие меры для поддержки своих клиентов во время жестких ограничений, введенных с целью остановить распространение COVID-19:
АКФ и наши клиенты практически не пострадали от январских событий 2022 г, так как основные беспорядки и грабежи произошли в Алматы и на западе страны, где АКФ не осуществляет свою деятельность. Хотя, конечно же, некоторые небольшие неудобства имели место. Нам пришлось остановить операции на две недели, уровень наличности был на низком уровне и т.д., но если посмотреть на общую картину, то мало что изменилось в деятельности компании.
Влияние ситуации в Украине на данный момент трудно оценить. Казахстан напрямую не вовлечен в отношения России с Украиной. Наибольшее влияние на жизнь обычных людей оказывает рост цен на продукты питания и услуги ежедневного спроса.