Интервью с Жакуповой Ж.Б, CEO АКФ: Главная ценность в нашей компании — это люди.

Интервью опубликовано в Forbes Kazakhstan в сентябре 2024 г.

В начале октября на Казахстанской фондовой бирже впервые стартуют торги облигациями МФО «Азиатский Кредитный Фонд», которая существует на рынке более 27 лет. Доходность по облигациям ожидается на уровне 21% годовых в тенге, выплата купонов на ежеквартальной основе. О том, чем занимается компания и зачем привлекает финансирование на бирже, в интервью рассказала председатель правления АКФ Жанна Жакупова.

Жанна Болатхановна, вы работаете в этой компании с начала ее основания. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.

— Микрофинансовая компания «Азиатский Кредитный Фонд» была основана в 1997 году международной некоммерческой организацией «Корпус милосердия», головной офис которой находится в городе Портленде, США. АКФ создавался как некоммерческая организация, главной целью которой было обеспечение социального благополучия граждан. В рамках своей деятельности МФО открыла программу кредитования малого и микробизнеса в Казахстане.

Я пришла в компанию в качестве кредитного специалиста сразу после окончания университета КИМЭП. Тогда мы кредитовали только в городе Алматы, и нашими заемщиками в большинстве своем были люди, которые торговали на барахолке или занимались каким-то мелким производством продуктов питания, мебели. После перестройки времена были тяжелые, у многих не было работы, люди даже с высшим образованием были вынуждены выживать, уходить в торговлю.

Это был социальный проект или всё-таки бизнес?

— Нет, это не было благотворительностью, компания должна была окупать расходы и приносить прибыль. Но поскольку суммы кредитов были небольшие (средний чек не более 5 тыс. долларов), достичь быстрой самоокупаемости было сложно. Нам понадобилось пять-шесть лет, чтобы отбить инвестиции. По мере того как мы развивались, оказалось, что некоммерческая организация — не самая лучшая форма для развития компании, поскольку здесь нет четкого распределения дохода, нет точных конечных бенефициаров. Всё принадлежит всем. Этот факт было сложно объяснять кредиторам или регулятору. В те времена Национальный банк выдал нам лицензию на осуществление кредитной деятельности, но по мере развития мы поняли, что нам нужно привлекать фондирование. Поэтому в 2006 году мы преобразовали форму собственности компании с некоммерческой организации на ТОО и стали полностью коммерческими с двумя соучредителями — «Корпусом милосердия» и общественным фондом. При этом наша главная миссия осталась прежней — это повышение качества жизни, благосостояния и устойчивости семей и микропредприятий, в первую очередь в сельской местности, с помощью быстрых и удобных финансовых услуг. Показывать суперприбыль — нехарактерно для нашей компании, потому что мы работаем с населением, которое не имеет высоких доходов. В целом международное понимание микрофинансирования — это одинаковое достижение как финансовых, так и социальных целей. То есть у настоящих МФО не должна быть целью прибыль любой ценой. В нашей стране это понимание искажено.

Кто сегодня в составе учредителей вашей компании?

— На сегодняшний день главным мажоритарным участником АКФ является BOPA — это холдинговая компания, зарегистрированная в Сингапуре, конечными бенефициарами которой являются как физические, так и юридические лица (как правило, международные институты развития). Миссия BOPA — поддержка микрофинансовых организаций, которые находятся на стадии роста, но по своему размеру небольшие.

В чем специфика вашего бизнеса? Какие продукты вы предлагаете? Кто ваши клиенты?

— Мы фокусируемся прежде всего на кредитовании в регионах. Более 93% наших клиентов — это заемщики из сельских регионов. При этом более 58% кредитного портфеля — это кредиты для бизнеса в сфере животноводства.

Если мы поедем в село, то увидим, что у каждой семьи есть несколько баранов, коров, лошадей и т.д. Это не крупные крестьянские хозяйства — для них есть другие кредиторы. Мы работаем с семьями, у которых есть какое-то личное подсобное хозяйство. Для этой категории населения существует дефицит финансовых продуктов. Банки не идут глубоко в провинцию, для них это нерентабельно. Мы же работаем в тех населенных пунктах, где число жителей может быть две тысячи человек и меньше. Средний чек кредита — 500 тыс. тенге, средняя ставка — 35%.

Оценку платежеспособности клиента вы проводите как обычно или есть нюансы?

— Конечно, кредитный скоринг у нас не полностью онлайн, как проводится сейчас в большинстве банков и МФО. Мы видим кредитную историю клиента, его активы, официальные доходы и т. д. Но зачастую у наших клиентов есть активы, которых не видно онлайн. Например, количество скота или объем молока, который дает корова. Поэтому кредитные специалисты выезжают на места, знакомятся с семьей, оценивают те или иные активы, и только потом мы принимаем решение о выдаче кредита.

Мы выдаем кредиты только на предпринимательские цели, то есть мы не выдаем кредит на проведение тоя или покупку айфонов.

Каковы ваши финансовые показатели за последние годы?

— Последние три года наши активы растут на 40% в среднем в год и по итогам 2023 года составили 33,2 млрд тенге.

Если брать абсолютно все компании МФО, то по размеру активов мы занимаем 9-е место. Если не считать компании, которые кредитуют население только на приобретение автомобилей, то мы находимся на 5-м месте. Также мы входим в топ-9 по размеру кредитного портфеля. По количеству клиентов из сельской местности мы находимся на втором месте после KMF. Показатель чистой прибыли стабильно растет и по итогам 2023 года составил 841 млн тенге. Активы с начала 2024 года выросли на 27%, до 41 671 млн тенге, объем кредитного портфеля — на 32% (до 34 млрд тенге). На сегодняшний день у нас 64 офиса, 13 филиалов, работают 500 человек, из них 70 человек находятся в Алматы, остальные 430 сотрудников — за пределами Алматы в разных регионах страны.

Каковы параметры облигаций, которые вы планируете к выпуску? 

— Общий объем облигационной программы — 6 млрд тенге, первый выпуск в пределах программы 2 млрд тенге, срок обращения облигаций — 2 года, купон — 21% годовых, выплата купона — ежеквартально, биржа — KASE, финансовый консультант и андеррайтер — инвестиционная компания BCC Invest.

Зачем вы привлекаете фондирование? На что будут направлены привлеченные средства?

— Цель выпуска — пополнение оборотного капитала. Мы планируем расти дальше, наращивать базу клиентов, увеличивать объем кредитного портфеля.

До выхода на биржу у нас всегда были международные кредиторы. На сегодняшний день это 14 фондов из разных стран Европы и США. В основном это специализированные международные организации, которые инвестируют в социальные активы. Фонды кредитуют нас в тенге сроком от двух-трех лет, то есть валютного риска у нас нет. Также у нас есть субордированный долг на пять-семь лет — это уже более высокий показатель как нашей ответственности, так и доверия к нам, так как все кредиты, которые мы получаем, — без залога.

На что иностранные кредиторы обращают внимание больше всего?

— Для кредиторов большое значение имеет качество топ-менеджмента компании и команда. Мы уже давно работаем с иностранными кредиторами, завоевали определенное доверие и репутацию.

У нас достаточно сильная команда, которая сформировалась за эти годы. Наши директора филиалов — все выходцы из кредитных специалистов, мы очень много вкладываем в образование и обучение людей, потому что наша бизнес-модель компании предполагает большое влияние человеческого фактора во время заключения сделок. Сельские жители чаще всего далеки от цифровых технологий, им легче и понятнее прийти в офис, поговорить с нашим человеком, чем взять кредит онлайн. Поэтому наши люди должны быть готовы много говорить, объяснять и уметь ответить на любые вопросы клиента.

Статус публичной компании на бирже вас не пугает?

— Мы с самого начала работаем по высоким международным стандартам, поэтому привыкли к открытости и прозрачности. Будучи еще на начальной стадии развития, мы внедрили систему корпоративного управления: у нас есть учредители, наблюдательный совет (аналог совета директоров), правление, служба внутреннего аудита. Наблюдательный совет состоит из семи членов, шесть из которых — независимые директора. Мы периодически отчитываемся перед советом о всей деятельности компании. Члены совета выезжают в регионы, знакомятся с нашими сотрудниками и клиентами. Мы проходим ежегодный аудит и публикуем результаты у себя на сайте. Поэтому — нет, нас не пугает публичность, мы к ней привыкли.

Как вы пережили пандемию?

— С разрешения регулятора в этот период мы предоставляли клиентам отсрочки, но удивительно, что большинство наших клиентов решили, что им не нужна отсрочка, они смогли выполнять все свои обязательства перед нами. Таким образом, мы достаточно мягко пережили локдаун. Качество кредитного портфеля было достаточно высоким даже во время пандемии. В этом смысле наши клиенты очень ответственные. Показатель NPL на сегодняшний день составляет менее 4,1%, притом что 96% нашего портфеля — это беззалоговые кредиты.

Жанна Болатхановна, вы работаете в компании практически всю свою жизнь. Что для вас самое главное в ней? Какие ценности?

— Главная ценность в нашей компании — это люди. Это наша команда и наши клиенты. Без наших клиентов мы вообще не представляем себе своей жизни. От них мы зависим, для них существуем и хотим долго быть вместе с ними.

 

Государственная лицензия от АРРФР № 02.21.0008.М от 04.03.2021 на осуществление микрофинансовой деятельности, выданная Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка